?

Log in

No account? Create an account

за жизнь

симулянты всех стран - объединяйтесь

Previous Entry Share Next Entry
МАКС-2017
caeved
Настоящим хочу сообщить, что, несмотря на чтение последние два года специальной литературы и открытых источников информации по авиационной тематике, нынешний авиационный салон опять показал мне что-то новое по профильной тематике.
Текущий МАКС кардинально отличается от предыдущих, на мой взгляд, тем, что впервые он был организован именно как маркетинговое мероприятие, на котором продают товар, показывая его лицом и не только. По идее, это делали и ранее, но сейчас лично я увидел явные знаки и в полетной программе и в наземной выставке.
Ну, по порядку.
Не буду выкладывать фото, тем более, что я не брал фотоаппарат, а снимал на телефон, а в условиях дневного и вечернего контраста хорошие снимки не получились. Но это все будет компенсировано тем потоком фотографий, которые выложат СМИ и посетители салона.

Самое интересное лично для меня было посмотреть как меняется качество изготовления истребителей по мере переоснащения производства. В старые годы смотреть на истребители марки Су было просто больно. Видимые явно зазоры между стыками листов обшивки и торчащие за контуры обшивки лючки. Наконец-то, наконец-то качество формовки листов обшивки и подгон их между собой на больших омываемых площадях всех трех заводов, выпускающие Су (Новосибирск, Комсомольск-на-Амуре, Иркутск), с нерегулярной формой омываемой планера стала отличным. Долго стоял до и после обеда и любовался кобровым хребтом сучков и выискивал на Су-35 контуры листов обшивки. Тщетно! Сюда как никогда лучше подходит термин "отфотошоплен" - грунтовочка, мягкие тона с матовой основой. Ну просто прекрасно, буквально, все - сами оцените на выходных. Аналогично и у МиГа, хотя там еще раньше подняли качество омываемой, возможно потому что был горький опыт еще при советской власти, когда обнаружили 20% прирост сопротивления из-за того качества обшивки, которое выдавало производство на 40м заводе, известный в народе как "Знамя труба". И то же самое у вертушек - Ми-28, Ми-35 и Ми-26 в ростовском исполнении претензий не имеют с моей стороны. Ка-52 на четверочку - арсеньевское производство набирает обороты.

Очень интересно было сравнить две машины, которые имеют одного папу в лице Су-27, но обладают отличиями в планере - суховский Су-35 и иркутский Су-30. На Су-30 заглушками и колпачками закрыто на стоянке все, что можно. На любой дырочке и на любом датчике накинуто красное. Даже на пушке! Видимо, даже когда техники и летчики подходят к самолету, то обязательно себе тоже вставляют красненькие заглушки в разные места тела.
На Су-35 все по старинке - заборники и основные аэродинамические датчики.
Разное положение антенных постов на передней отклоняемой кромке на крыле и на зализе. Усиление узлов крепления рулей направления на килях.Спросите, что лучше, отвечу - не знаю, т.к. на каждом борту свои вопросы закрывали.
Из наиболее примечательного и нового это использование сдвоенного балочного держателя для ракет Р-77 на центральной подвеске на Су-35. Теперь вместо двух ракет между мотогондолами будет висеть 4 штуки, разгружая крыло и улучшая характеристики по крену. Присмотритесь, фото уже появились.
Самолетики утыканы датчиками комплекса бортовой обороны (КБО), что на сегодняшний день является основным компонентом, который определяет принадлежность самолета к прошлому или будущему.

МиГ представлен тремя основными машинами:
- СМТ, как бюджетная модификация текущих серийных бортов, брутален и квадратен;
- палубка - вся в якорях;
- прототип МиГ-35 - гламурный, но летучий.
На палубке примечательно крыло с его отклоняемым "двухщелевым" носком и двухщелевым закрылком. На планере видны внедренные элементы технологии малозаметности - шеврон вокруг тарелки РЛС, покрытие на остеклении кабины. Не может не радовать глаз тот объем композитных панелей обшивки, который мы видим на планере. Надеюсь, в будущем мы увидим МиГ с композитным крылом и нерегулируемым заборником с бульбой, что позволит еще дальше снизить вес и поднять тяговооруженность. Ну это уже фантазии.
Прототип в лице МиГ-29М2 установлен на постаменте перед павильоном ОАК и является гвоздем программы, т.к. в нем внедрены те новшества, которые имеются в палубке, а также будут воплощены и прочие технические новинки на уровне электроники.


Из видимого это установка под мотогондолой нового контейнера, который потом пойдет и на другие типы самолетов (точнее, уже пошел). Это позволяет малой кровью сделать из небольшого самолета машину, которая может решать задачи старших братьев. А все благодаря такой штуке, как научно-технический прогресс, который неумолимо диктует изменения, вносимые в облик самолетов. То, что раньше занимало объемы в планере того же Су-34 в лице системы Платан, вынуждая разработчиков конструкторски обрамлять вырез в планере, увеличивая его массу, завтра можно просто вешать по мере надобности на пилоне.
В качестве примера то, что меня, честно говоря, поразило, это изменение облика РЛС "Жук". Ну, как бы, все это я и так понимал и представлял, но когда видишь на вещах, которые тебе близки, т.к. в свое время вертел в руках много компоновку РЛС "Копье" для МиГ-21-93, то это в голове оседает по другому.
Итак, это то, что сейчас летает на МиГ-35 - станция "Жук-АЭ" с АФАР.


А вот она, но в новом исполнении "Жук-МАЭ" на базе нового поколения компонентов и приемопередающих элементов:


А теперь групповое фото:


Объем уменьшился раза в три. Масса снизилась не менее чем на 100 кг.
Ничего так, да? Вы ощущаете, как прогресс заползает к нам в штаны?

Все это можно воочию увидеть в павильоне КРЭТ на стенде гордов побратимов нашего и, видимо, финского


Еще одна вещь которую я для себя подметил, это витающий в воздухе дух боевой строевой авиации. В прежние годы у нас было только два самолета на выставке, которые можно было назвать боевыми по настоящему - Су-25 и МиГ-29. Су-25 воевал везде, начиная с Афганистана, а МиГ-29 был рабочей лошадкой в руках отчаяно сопротивляющихся сербов и пилотов в бывших советских азиатских республиках, где он использовался в роли штурмовика в условиях разряженного горячего горного воздуха, т.к. только его тяговооруженность позволяла реализовывать крутые траектории на выходе после сброса целевой нагрузки. И несмотря на то, что суховская техника последние 20 лет активно продается за рубеж, все равно было ощущение, что летает большой маневренный автобус. Ибо только этим она все эти годы во всем мире и занималась.
Сейчас же все по другому. На выставке стоят боевые машины со "звездочками" на бортах и надписью ВВС России. На палубке якоря, на ВВСовских бортах бомбочки - пуговички в ряд, короче. Это реально летающие на боевое применение машины, и взгляд и летунов и техников изменился. Не надо никому ничего доказывать - вот оно, оружие. Проверено песками. То же самое по вертолетам.
Дополнительно это подчеркивается прекрасным пилотажем в исполнении армейских пилотов. Вообще, это правильно, что летают строевики, и если так дело пойдет дальше, то на подобных мероприятиях пилотаж должны показывать только они (строевики). Тогда будет видно товар лицом (я про людей) - что техника в часях осваивается.

А пилотаж неплох (произносить голосом Карцева). И, повторюсь, он стал частью маркетинговой программы и сократился до рационального минимума - демонстрации реального того, что летает и воюет в войсках. И он показывает уровень техники и уровень летунов. В тот день, когда я был на МАКСе отлетались милевцы на Ми-28, Ми-35, Ми-8/17, Ми-26 и Ми-28. Камовцев в воздухе не было. Касаемо истребителей старался засекать время полного разворота на 360 градусов, что является своеобразным интегральным показателем совершенства аэродинамики и тяговооруженности. В советское время рекорд в 20 секунд был за МиГ-29, сейчас:
- Як-130 - 18-20 сек;
- Су-35 - 18-20 сек;
- МиГ-29М2 - 16 секунд.
МиГ шустро летучий, спору нет - советская отрасль создала настоящий шедевральный авиационный комплекс в свое время. За точность циферок не ручаюсь, но мой внутренний секундомер обычно быстрее считает секунды, так что в реальности времена могут быть еще меньше.
На паре Су-30 был показан демонстрационный воздушный бой с ипользованием суперманевренности. Аналогично и на Т-50. Не уверен, что основная масса поймет, но суть его была в том, что суперманевренные машины позволяют доворачивать практически из разных положений на траектории друг на друга при построении атаки. Дальше уже дело бортовой электроники, которая должна успеть сделать захват цели и выдать команду на старт ракеты. Ну, а ракета должна обладать возможность оторваться от планера на любом режиме пространственного движения и разогнаться в кратчайшее время, чтобы быстрее долететь до оппонента/супостата. Возможно это или нет на сегодняшний момент времени я не знаю. Когда начали делать кобру и получили в руки борта со сверхманевренностью, то об этом начали активно говорить. Но тогда ракеты ближнего боя не было, чтобы поддержать подобные характеристики истребителя. До сих пор не слышал, чтобы ракета стартовала, как рейлган. Позже, когда появилась технология захвата на траектории, т.е. когда мы пускаем ракету примерно в то направление, куда полетел противник, а она таем его находит, захватывает и пытается поразить, то необходимость в воздушных кульбитах отпала, т.к. проще крутить в воздухе тонну веса ракеты, чем двадцать тонн веса истребителя.
Также нужно понимать, что это демонстрация у земли в плотных слоях атмосферы, где;
- тяга движка такая как надо, а с высотой тяга двигателя падает очень сильно, а сам движок новый не изношенный (без деградирования турбины по температуре);
- плотность воздуха позволяет иметь высокий скоростной напор на малых скоростях и обеспечивать соответствующие реакции от рулей. С ростом же высоты плотность воздуха падает и приходиться сильне разгоняться, чтобы обеспечить управляемость рулями и подъемную силу крылом;
- борт не несет массовой нагрузки в виде оружия, а заправка топливом частичная. А с ростом носимой массы борт все больше приближается к корове по маневренности. Яркий пример это Су-34, который явно тяжелее своего более шустрого прародителя.
Если высоту поднять до стандартых 5000-8000 метров и нагрузить стандартно, то все будет уже по другому - радиусы разворотов вырастут, т.к. скорость вырастет; проседания по высоте тоже увеличатся. ну и т.д.

Если все обобщить, то видны расставленные приоритеты в выставке. Например, когда был групповой взлет суховской техники, то Т-50 ушел в набор почти вертикально, Су-30 и Су-35 чуть пониже, хотя они тоже могли уйти в набор вертикально. Но нужно расставить для аудитории приоритеты.
;)
А в перерывах давал стране угля МиГ-29М2 с его демонстрацией времени полного разворота - та цифра, которую замеряют все пилоты на всех выставках.

Павильоны стали более лаконичными и отражают в себе суть проихсодящего в родной отрасли. Например, появилось много стендов из Татарстана, что пропорционально происходящему в нем - реанимация казанского авиационного производства, создание производственного центра по композитам и запуск в полет беспилотника от Кронштатда (в девичестве Транзас). Белорусы стоят с их беспилотниками. Много материалов по работам в университетах по тематике, интересной предприятиям - технологии обработки, композиты, аддитивные технологии. Где на местах в университетах есть кому работать и есть желание работать, там восстанавливаются в нормальном виде цепочки кооперации между производством и наукой.
Кстати, на стенде Южного федерального университета повстречал вот какую прелесть:





Качество изготовления на очень хорошем уровне. Компоновка также лаконична и проста и тем прекрасна, на мой взгляд.

В павильоне ОАКа вертится загадочный видеоролик на весь экран. Кто его делал я не знаю, но халтура редкостная. Те кто занимался в своей жизни рендерингом меня поймут, когда увидят, что все круглые элементы моделей сделаны ломаными - кто-то видимо все в последний момент делал и чтобы успеть просчитать ролик сделал наговняк.

В этот раз мне не удалось много пообщаться с людьми на стендах, т.к. был всего один день и тот потратил на общение в павильоне КРЭТ, т.к. сегодня это основное, что дает новое качество боевой технике.
Из ключевых моментов:

Вычислительный модуль МС-21. Такой корбочки хватает, чтобы обрабатывать все бортовые вычисления самолета. Но ставят их больше из соображений и требований по резервированию. В части энергоэффективности модуль настолько продвинут, что для его охлаждения не требуется активной системы с вентиляторами. Все на конвекции - поставил в блок по соседству с блоком питания и забыл. Лично видел блоки последнего поколения в этом же павильоне - ничего жужащщего во вращении в нем нет.


Всякого рода РУСы и РУДы - моя слабость



Шлемы с системой целеуказания, где вертолетные шлема являются более дорогими и продвинутыми, чем истребительные из-за разницы в решаемых "головой" задач. У вертушки есть требование полета на малой высоте  на как можно большой скорости, плюс поиск цели и ее уничтожение - днем и ночью. Соответственно, нужно уметь изображение выводить так, чтобы был полный эффект погружения, глаза не лопнули от напряжения и было естественно всем управлять. Задача как раз из тех, которые не всем нужны в массовом количестве в нашей жизни, как в сотовых телефонах, но требует для своего решения самых передовых технологий из самых разных областей - материаловедение, оптика, покрытия, датчики, производительные вычислители, графика, средства визуализации, ИК-техника. метод обработки данных в реальном режиме времени, медицина и прочее. Настоящая полнообъемная многодисциплинарная задача, которые на западе называеют вызовом, т.е. требует значительных фундаментальных подвижек в разных областях.
Новый шлем на базе буржуйских технологий:



старичок


Далее

Широкоугольный индикатор на лобовом стекле.

Из остального:
- противовертолетная мина. На фоне того, что показывали в прошлые года стала больше похожа на обычную противотанковую и, в целом, стала меньше



- Гексафлай

модель гиперзвукового ЛА по европейскому проекту, которую дуют в ЦИАМе (если не ошибаюсь)



А это ссылка на то, как мы его считали в FlowVision

Проект сверхзвукового пассажирского самолета - один из вариантов компоновки силовой установки. Продолжение работ по международной программе HISAC




На заднем фоне или про рыбалку или про растрескивание композитов или про обратную стреловидность, а может, черт побери, и про женщин!

Далее мы видим самую популярную тематику попилов всяческих грантов в России - экраноплан.
Это проект большой грузоподъемности.




А это образчик цаговского авангардизма

Т.е. просто деревяшка или пенопласт с пропеллером и все - остальное додумывайте сами.
:)




Лопатка вентилятора из слоистого автоклавного углекомпозита. Вес 5 кг. титановый оригинал весит 8 кг.
Впереди работа по плетеному композиту.

Вот это, вообще, для меня загадка:



Это самолет для опрыскивания, ну или, как его научно называют, для проведения сельскохозяйственных работ.
Взлетная полторы тонны. Треть от взлетной г@вно, которым наши яблочки поливают. Композитный фюзель делается в автоклаве чуть ли не зацело. Стоит черт знает сколько денег. Все летающие аналоги сделаны из чугуния, чтобы подешевле и чтобы не жалко было его в коровнике хранить и класть на него ящики с рассадой.
А тут композит. Кто придумал? Сколько стоит? Кто купит?
Кстати, товарищ в кабине. вроде не поместился по высоте.

Ну или вот еще:


Узнали? Пьяджио Аванти. Почему так? Машинка не массовая для лакшари (и такие слова знаю) сектора, что дорого в обслуживании.

Из иностранцев были китайцы и японцы. Но их обзор я делал ранее в своем блоге, посвященном Иннопрому. Там они еще более внушительно выставлялись, чем сейчас и все это, как обычно, уныло, потому что младшие браться все тащат напропалуя, не всегда понимая для чего нужно то или это, т.к. они банально не воюют и у них техника теоретически потенциальна, а у нас это средство выживания - воюем каждое столетие в том или ином формате.

Турки были и иранцы, но это тоже все на любителя и не особо интересно.
В конце шоу в оздух подняли эмиратскую пилотажную группу, после полетов наших смотреть не стал. Но девочки были в восторге.
А я...

Еда и питье дорогое - от 150 рублей и выше. Берите с собой.
На входе могут еще анкету заставить оформлять - ручку возьмите.
Всем хороших выходных!

P.S. А еще Як-152 стоит - красавчик!


  • 1

А как крыло  мс-21 поживает? Держится?


Не прилетел, однако.


На Су-35 всё также глушат, но видимо сюда полный комплект не доехал. В части всё есть.

РУДы РУСы неплохие, но резина как-то коряво приклеена, или это на фотках так кажется.

На русах кнюпели оторваны, видимо притащили с антресоли что было.


  • 1